Сервисов коллтрекинга и сквозной аналитики в интернете множество, Битрикс24 – популярная среди начинающих маркетологов система, но так ли она эффективна, как обещают создатели проекта?
Как это работает
Коллтрекинг Битрикс24 – это инструмент сквозного анализа, который собирает подробную информацию о пути клиента по сайту с момента перехода по внешней ссылке до звонка и закрытия сделки.
Виды коллтрекинга
Коллтрекинг бывает двух видов:
- Статистический коллтрекинг, при котором каждому рекламному источнику (визитки, журнал, доска объявлений и т.д.) присваивается уникальный номер телефона. Когда клиент звонит в компанию, система определяет рекламный источник. Этот метод подходит для анализа продуктивности работы и онлайновых, и оффлайновых маркетинговых кампаний, во втором случае используется чаще.
- Динамический коллтрекинг – способ создан специально для онлайн-бизнеса, работает он по следующему принципу:
- За сайтом компании резервируются подменные номера;
- В исходном коде всех страниц интернет-магазина информация о контактном номере телефона дополняется специальным скриптом (с этого момента коллтрекинг начинает работу);
- Посетитель вместо настоящего номера компании видит подменный – этот автоматически назначенный контакт закреплён за потенциальным клиентом на время, пока он просматривает страницы сайта, и ещё от 5 до 30 минут после завершения сессии;
- Если одновременно на сайте два и более человек, то каждый из них в качестве контактного номера видит разные телефоны (при условии, что компания приобрела достаточное количество подменных номеров).
- Как только клиент совершает звонок менеджеру, система сохраняет всю важную информацию о нём (в каком регионе находится, по какой рекламе перешёл, сколько времени провёл на сайте и т.д.).
В профессиональных сервисах к сайтам применяется динамический коллтрекинг. А вот в Битрикс24 аналитика по звонкам строится только на основании данных статистического коллтрекинга. По словам создателей CRM, этот инновационный способ менее затратный и его достаточно для маркетинга малого и среднего бизнеса.
Какие номера используются в коллтрекинге
Для коллтрекинга от Битрикс24 могут использоваться пакеты номеров, взятые в аренду у компании или приобретённые у других операторов связи. Первый вариант выходит дешевле.
Битрикс24 предлагает клиентам пакеты по 5 или 10 номеров, действие которых распространяется только по РФ. Стоимость пакетов определяется в зависимости от типа (8800, городской, мобильный) и региона использования. Продлить аренду только на часть номеров из имеющегося пакета невозможно, при неполной оплате подписки все телефоны будут отключены. Отсрочить платёж можно максимум на 2 месяца.
Распределение номеров по источникам
Чтобы инструмент работал корректно, необходимо для каждого рекламного источника определить уникальный номер. К примеру, на сайте Битрикс24 в разделе «Сквозная аналитика» вы перешли в подраздел «Коллтрекинг» и привязали один из номеров к социальной сети «ВКонтакте». С этого момента, как только очередной клиент позвонит менеджеру, в поле «Путь клиента» отразится история его действий от перехода по рекламной ссылке из социальной сети до финальной покупки.
Что не так с коллтрекингом в Битрикс24
Если верить словам на сайте Битрикс24, этот сервис имеет весь набор для качественной сквозной аналитики, «вместо десятков сервисов и приложений — единая платформа для организации работы всей компании». Но так ли дела обстоят на самом деле или это лишь рекламная уловка создателей проекта?
В сквозной аналитике очень мало данных
В Битрикс24 вы можете рассчитать ROI своей маркетинговой компании, и хорошо, если он положительный, а если нет, что делать? Как узнать причину низкой рентабельности? Без инструментов глубокого анализа, которые в Битрикс24 недоступны, в решении этой проблемы не обойтись.
Для управления рекламой требуется подключение внешнего сервиса сквозной аналитики. В Биткрикс24 это реализовать можно, но дорого. А зачем переплачивать, если можно сразу выбрать более функциональный портал?
Неполноценный динамический коллтрекинг
Принцип работы динамического коллтрекинга на профессиональных платформах одинаков:
- для каждого посетителя выделяется уникальный номер;
- для обеспечения мультиканальности к одному источнику рекламы нельзя привязывать отдельный номер.
В Битрикс24 «инновационный» статистический коллтрекинг, поэтому уникальные номера прикрепляются к конкретному рекламному каналу, например, Яндекс.Директу или Google Ads, в результате чего удаётся только считать количество звонков с каждого источника, ни о какой мультиканальности и речи быть не может.
Правильнее было бы просто приобрести нужное количество номеров и использовать их при любом типе трафика, без ограничений. Чтобы определить оптимальное число подменных номеров, используйте формулу: количество посещений сайта в день/100. Предположим, к вам в интернет-магазин ежедневно заходит порядка 500 человек, значит, для оптимальной работы коллтрекинга потребуется 5 номеров. Меньше – в статистике будет много погрешностей, больше – лишние расходы.
Разработчики Битрикс24, похоже, так и не смогли создать полноценный коллтрекинг, но не растерялись и превратили недостаток в инновационный метод. Однако с фактами не поспоришь, физика процесса отточена временем: 100 посещений – 1 подменный номер, экономить на телефонах нельзя, иначе очередному клиенту не достанется уникального контакта и качество статистики снизится.
Много вычислений, которые предлагают в Битрикс24 клиентам, тоже является сомнительным преимуществом. В коллтрекинге всё максимально просто, главное заключается не в большом количестве расчётов, а в правильной архитектуре, которая закладывается один раз – во время первичной настройки инструмента.
На эффективность работы коллтрекинга влияет, прежде всего, человеческий фактор. Необходимость в уникальных многовычисляемых алгоритмах отсутствует. С помощью вычислений можно немного сэкономить на номерах – и не более.
Но и это ещё не всё. Анализ несистемных utm-меток – это дорогая, трудозатратная и местами бесполезная процедура. Чтобы грамотно настроить автоматизированную аналитику и уменьшить расходы, нужны правильные UTM-метки со всеми необходимыми макросами.
Для технически неподготовленного клиента за эпичной презентацией сервиса слабые стороны аналитики, в том числе коллтрекинга, будут незаметны, ведь увидеть недостатки можно, только сравнив результаты работы Битрикс24 и других профессиональных сервисов сквозной аналитики.
Вывод
Если у вас масштабные рекламные кампании с большими бюджетами, то для повышения конверсии Битрикс24 – не самый подходящий сервис. У него нет поддержки важных инструментов сквозного анализа, поэтому придётся ограничиваться скудными отчётами или дополнительно подключать сторонние сервисы, что экономически нецелесообразно. В качестве CRM Битрикс24 – не хуже и не лучше остальных, есть недоработки, но они не критичны.