Как защититься от скликивания в Директе: способы определения и борьбы

Реклама в интернете – это целая индустрия, приносящая реальную пользу бизнесу. Но у неё есть слабые места, например, кликфроду который быстро исчерпывает бюджет объявления, не принося ожидаемого результата.

Кликфрод (скликивание) – это серия фальшивых переходов (нажатий) на рекламу со зловредной целью. Их могут создавать конкуренты по бизнесу, чтобы баннер быстро покинул глобальную сеть. Для этого соперники нанимают клик-фермы.

В автоварианте клик-ферма записывается на стационарные и мобильные цифровые устройства. Их подключают к серверу для выполнения переходов по ссылкам.

Web-мастера через учетную запись AdSense, могут показывать объявления из Google на своем сетевом ресурсе. Так они получают более 60% от бюджета рекламы. Дополнительно в сети действуют вредоносные программы «клик-боты».

Если учитывать все фальшивые переходы, то каждый 4-й или 5-й клик в цифровом баннере может оказаться подделанным, не приносящим пользы рекламодателю. Поэтому появились средства для борьбы со скликиванием, например, различные фильтрационные инструменты.

Согласно мнению исследователей университета Балтимора, все эти мошеннические схемы только в 2020 году смогли нанести ущерб онлайн маркетологам в размере 23,7 млрд. долларов США. И этот показатель продолжает рост.

Что такое скликивание

Скликиванием называются намеренные (злоумышленные) многократные переходы по рекламе, способные растратить ее бюджет. Инициаторы процесса – киберпреступники.

Фрод может увеличивать показ платного баннера на определенном ресурсе, направляя весь бюджет на один источник. Его создают ошибочные и злоумышленные клики.

Обнаружить скликивание можно несколькими способами:

  • продолжительность посещений не превышает 1-2 секунд;
  • резко увеличивается трафик (50 переходы по РК в день быстро достигают 300-400);
  • рекламный бюджет исчерпается за короткий срок;
  • регион (адрес) одинаковый в большем количестве посещений;
  • трафик привлекают в основном одни и те же ключевые запросы.

В течение небольшого времени баннер получает столько кликов, сколько указано в лимите на определенный срок, например, вместо 100 кликов в день, получается 100 за 2 часа). После чего бюджет баннера заканчивается, он становится невидимым для потенциальных клиентов. Реклама не приносит ожидаемой конверсии.

С неограниченным бюджетом дело усложняется. Бюджет расчитанный на месяц может исчерпаться в течение 2-3 дней. Поэтому необходима защита от скликивания. Для этой цели разработаны программы-фильтры, позволяющие найти и отсечь кликеров.

Виды скликивания

Кликфрод делят на 2 вида:

  • ручной;
  • автоматический.

Защититься от них помогут специальные алгоритмы обнаружения. Цифровая охрана блокирует подозрительные IP-адреса сразу на всех активных каналах рекламодателя. Программа способна учитывать географические данные, количество и историю кликов, время посещения и даже движение курсора.

Ручное скликивание

Ручной вариант неэффективный и устаревший. В ручной мошеннической схеме предусмотрено участие людей. Они могут работать отдельно или в команде. Их задача кликать по одной рекламе несколько раз.

Кликеры целыми днями могут сидеть у монитора и нажимать на один и тот же баннер много раз. Им платят за это организаторы клик-ферм. Обнаружить их удается с помощью анализа геолокации переходов.

Автоматизированное скликивание

Автоматический кликфрод осуществляется ботами, которые совершают действия по ранее заданному маршруту. Такой вариант признан самым оптимальным и продуктивным методом скликивания.

Программы антифроды быстро находят их по движению курсора. Человек не способен выполнять ровные и одинаковые клики с указателем. Обычно бот многократно нажимает только в центр баннера, не изменяя траекторию движения.

Автоматизированный клик-бот, как правило, устанавливается в виде расширения браузера – на компьютере или телефоне. Бот или вирус-приложение выполняет разные задачи. Вредоносный инструмент в фоновом режиме выполняет следующие действия:

  • кликает по встроенной рекламе;
  • переходит по скрытым баннерам;
  • посещает внешние web-сайты, где опубликовано целевое объявление.

Еще один вариант автоматического кликфрода – это подмена или фальсификация домена. Хакеры создают сайт-подделку исключительно для показа рекламы. Обычно, это копия уже существующего сетевого проекта, запущенного в интернете.

Разрушительный эффект поддельной версии проявляется после удачного размещения баннера. Его теперь совершенно свободно могут использовать кликеры или боты. Бюджет рекламы, естественно, будет направлен на баланс мошенника, подменившего домен.

С сайтами-подделками ведется активная борьба, но до победы ещё далеко. Отметим, что создателей таких сайтов ждет законное наказание в случае поимки. К примеру, в США были задержаны и заключены под стражу казахские граждане С. Овсянников и Е. Тимченко – участники кибербанды «3ve». Банда создала 10 тысяч фальшивых веб-сайтов и заразила вредоносными программами более 1,7 млн. компьютерных устройств. Их мощности хватало ежесуточно генерировать 4-12 млрд. ключевых запросов. Схема принесла авторам 29.000.000$. Преступники были обезврежены в конце 2018 года.

Как понять, что рекламу скликивают

Кликерство превышает оптимум коэффициента конверсии. Реклама с PPC (pay par click – оплачиваемые клики) в Google Adwords в среднем собирает отказы до 45-50%. Низкий показатель предвещает только о хорошем, то есть, об отсутствии атаки фродов. Но превышение коэффициента – например, на 60-75% – должно насторожить маркетолога.

Также если ресурс не международный, а пик посещений идет из зарубежных IP-адресов, то с большой вероятностью по объявлению кликают злоумышленники. Таргетологам рекомендуется отсечь трафик, идущий от регионов, которые не входят в зону обслуживания рекламодателя.

В Директе и Google существуют инструменты, обнаруживающие и блокирующие фальшивые переходы до попадания их в отчет. Также маркетолог самостоятельно может исследовать трафик и сообщить о своих подозрениях. Если ему удается доказать наличие мошеннических действий, то растраченная сумма на протяжении 2-3 недель возвращается. Сервисы могут останавливать рекламу в периоде возмещения ущерба.

AdWords и Яндекс Директ используют собственную систему защиты от фрода. Она создает отчеты, собирая «Статистику по дням» и «Общую статистику» в соответствующих разделах. Данные отображаются на вкладке «Недействительных кликов за выбранный период».

После обнаружения фродов, система автоматически вернет деньги на счет РК. Контроль посещений осуществляется 3-мя способами:

  • фильтрация – в режиме реального времени алгоритмы фильтра автоматически отсекают подозрительные клики, блокируя путь к рекламному бюджету;
  • расследование – техники Google проверяют неестественно активные трафики и в случаи обнаружения угрозы, ликвидируют источник атаки;
  • автономный анализ – совокупность ручных и автоматизированных инструментов, применяемых в сервисах AdSense.

Отправить жалобу в Google AdWords можно через раздел «недействительные клики». Также можно предъявлять свои претензии на уязвимость фильтрационной системы с помощью команды «Refund claims». Инструменты ПО ClickSease каждые 2 месяца автоматически отправляют подобный запрос в Google, позволяя вернуть растраченные ботами финансы.

В Яндексе это функция менее развита. Поэтому рекомендуется следить за всплеском посещений и сравнивать результаты, учитывая поступающие звонки или онлайн заявки. Также можно наблюдать за ключевыми запросами. Ключ, привлекавший не более 100-150 посетителей, неожиданно становится причиной 1500-2000 посещений. Это означает, что его начали использовать хозяева клик-ферм.

Эффективно определить скликивание позволяет сервис Click Cease. Он предоставляет ПО, способное обнаруживать кликфроды (click fraud). Они анализируют:

  • IP-адреса, города и регионы;
  • количество кликов;
  • движение курсора;
  • переходы по VPN;
  • историю посещений;
  • наличие IP, зафиксированного ранее в «черных списках»;
  • движение указателя (мыши);
  • периодичность и время посещений;
  • операционную систему;
  • скорость проставления клика;
  • браузер;
  • устройство входа.

Сервис обнаружения скликиваний (СОС) использует десятки индикаторов для определения возможных атак цифровых баннеров. Он анализирует результаты и определяет уровень угрозы. В его задачу входят не только создание отчета и передача сигналов уведомления, но и блокировка подозрительного адреса.

Как защититься от скликивания

Базовые инструменты и фильтры сервисов Яндекс Директ и Google AdWords не могут обеспечить полноценную защиту с регулярно обновляемыми разновидностями скликивания. К тому же, у них есть лимит. Google AdWords блокирует до 500 уникальных IP, а Яндекс Директ – всего 25 на каждую РК. Поэтому полагаться на них целиком не стоит, следует искать альтернативные СОС с большими возможностями защиты.

Алгоритмы СОС способны выполнять следующие защитные протоколы:

  • оценить потенциальную угрозу;
  • автоматически/моментально блокировать подозрительные IP-адреса;
  • определить измененную геолокацию (переходы по VPN);
  • отсечь негативный источник трафика на всех активных баннерах РК;
  • в автоматизированном порядке добавить обнаруженную угрозу в сегменты («черный список») Я.Директ и Google;
  • остановить все последующие показы рекламы кликерам и ботам, зафиксированным в индикаторе в качестве негативного трафика;
  • создать графики и таблицы с отображением результатов проверок.

Функционал альтернативных СОС не позволяет мошенникам исчерпать источник финансирования цифрового баннера. Таким образом, ресурс будет направлен только на потенциальный трафик, приносящий реальный доход рекламодателю.

Также маркетологу будет полезно знать эти простые способы противостояния атакам ботов и клик-ферм. Ему следует:

  • убрать источники посещений с продолжительностью до 10 секунд;
  • устанавливать возрастное ограничение (Метрика);
  • задать стратегию в отношении размера ставок с использованием функций бид-менеджера;
  • назначить лимит дневному бюджету объявления;
  • собрать качественную аудиторию, исходя из анализа сегментов Я.Директ и AdWords;
  • создать автоматическую стратегию, запрещающую показ баннера источникам с частыми кликами без конверсии.

С учетом результата парсинга, осуществляемого web-сканерами, можно открывать доступ только тем пользователям, которые с большой вероятностью могут стать заказчиками услуги/товара, указанного в объявлении. Индикатор доступен в eLama и Я.Метрике.

Стратегия в Яндекс Метрике

Условия сегментации задаются в разделе Источники/сводка. После открытия окна устанавливается дата с охватом срока в 1-2 месяца. В командной строке «Визиты» указывается рекламный источник. В нашей ситуации – это Я.Директ.

Сортировка по времени производится согласно параметру посещений до 10 или 15 секунд. Участники кликфрода в течение 1-3 секунды покидают баннер. При отборе по количеству визитов достаточно отметить тех, кто посетил ресурс не больше 2 разов.

Сегмент рекомендуется сохранить под запоминающимся именем. Для его подключения надо открыть библиотеку через личный кабинет. Дальше выбирается вкладка «Ретаргетинг и аудитории», раздел «Новое условие». В настройках выбирается вкладка «Корректировка ставок» и «Целевая аудитория». На вкладке «Новая корректировка» указывается сегмент, ранее добавленный в библиотеку.

Программы антифроды

Ниже – обзор популярных программ-антифродов. Эти приложения – оптимальные варианты, годящиеся для для того или иного случая.

Adwary

Набор инструментов для защиты объявлений в Google Ads (средние/малые аккаунты). Упрощенный интерфейс позволяет в прозрачных условиях анализировать даже самые сложные мошеннические схемы. Индикаторы быстро реагируют на подозрительную активность трафика. Алгоритмы отсекают его в случае обнаружения угрозы. Отчет создается на основе точных результатов.

Цена использования – от 19$ в месяц.

TrafficGuard

Сервис для AdWords, вошедший в доверие мировых компаний, агентств, рекламных площадок и многочисленных пользователей рангом поменьше. Инструмент фильтрует трафик в режиме реального времени, мгновенно засекает сверхактивные ресурсы и ликвидирует их согласно результатам проверки. Он создает надежную защиту для фонда объявления.

Стоимость – от 45$.

Clixtell

Несложная программа для Ads и Bing поможет обнаруживать клик-фермы, нетботы и пользователей, выполняющих ошибочные переходы. Контроль периодичности и времени посещений выполняется на высоком уровне. Мошеннические схемы будут нейтрализованы.

Стоимость – от 15$.

Clickfraud

Универсальный сервис, позволяющий предотвращать атаки клик-ферм и клик-ботов в Я.Директ и Google Ads. Система производит многоуровневый анализ, находит и убирает фроды. Также она создает отчеты, согласно выполненным действиям. Сервис поможет оптимизировать бюджет контекстной рекламы.

Цена – от 2900 рублей.

ClickCease

Сервис находит мошеннические IP-адреса и блокирует их. Он обеспечивает защиту от скликивания баннера. После реакции индикаторов, алгоритмы запускают функцию блокировки, чтобы убрать нетботов.

Тариф – от 15$.

ClickGUARD

Международная организация предлагает инструменты для управления цифровым маркетингом. Сервисные услуги компании помогут оптимально продвигать РК, сокращая расходы. Инструменты CG помогут защитить учетную запись Ad Words. Кликфрод отсекается мгновенно. Ресурс подходит для больших предприятий и агентств по таргетированию.

Тариф – от 39$.

BotFAQtor

Антифрод с русскоязычным интерфейсом исследует переходы по баннерам в режиме реального времени и блокирует скликивающие боты и группы. Защита РК обеспечена как в сети, так и на поисковиках. Нецелевой трафик ликвидируется быстро с помощью соответствующих инструментов. Возможна интеграция сервиса с Я.Директом и G.Ads.

Стоимость – от 7500 рублей в год.

Оцените статью